МОУ "СОШ" с.Корткерос
с. Корткерос, Корткеросский район, Республика Коми
  • Информационная безопасность

    Информационная безопасность в образовательном процессе.

    В современной школе информация, информационная инфраструктура – один из главных компонентов учебного процесса. Учебные классы оснащаются компьютерной техникой и её качественное бесперебойное функционирование существенно определяет качество полученных знаний, способствует формированию профессиональных компетенций учащихся.

    Проблема информационной безопасности образовательного учреждения, школьников в ней – одна из самых актуальных на современном этапе. Растёт количество угроз из Интернета, изменяется нормативно-правовая база, соответственно реалиям времени меняются и методы обеспечения информационной безопасности учебного процесса. 

    Общими мерами по созданию безопасной информационной системы в школе являются:

    1. Защита компьютеров от внешних несанкционированных воздействий (компьютерные вирусы, атаки хакеров и т. д.)
    2. Использование  контентной фильтрации Интернета,  для фильтрации сайтов с одержимым, далёким от задач образования.
    3. Обучение детей основам информационной безопасности, воспитание информационной культуры.

    Детям

    Паямятки и советы

    В интерактивном мире мы можем быть так же беззащитны, как и в реальном. Поэтому важно сделать все возможное, чтобы подвергать себя меньшему риску. Мы приводим несколько советов по интернет-безопасности, которые помогут вам защитить себя в в сети Интернет.

    Детские безопасные сайты

    http://www.saferunet.ru  - Центр Безопасного Интернета в России. Сайт посвящен проблеме безопасной, корректной и комфортной работы в Интернете. А конкретнее – он занимаемся Интернет-угрозами и эффективным противодействием им в отношении пользователей. Центр был создан в 2008 году под названием «Национальный узел Интернет-безопасности в России».

    http://detionline.com/   — Линия помощи «Дети онлайн». Оказание психологической и практической помощи детям и подросткам, которые столкнулись с опасностью или негативной ситуацией во время пользования интернетом или мобильной связью. Линия помощи «Дети онлайн» является первым и единственным такого рода проектом в России и реализуется в рамках Года Безопасного Интернета в России.

    https://resh.edu.ru/ — «Российская электронная школа» – это интерактивные уроки по всему школьному курсу с 1 по 11 класс от лучших учителей страны, созданные для того, чтобы у каждого ребёнка была возможность получить бесплатное качественное общее образование. Интерактивные уроки «Российской электронной школы» строятся на основе специально разработанных авторских программ, успешно прошедших независимую экспертизу. Эти уроки полностью соответствуют федеральным государственным образовательным стандартам (ФГОС) и примерной основной образовательной программе общего образования

    http://www.nedopusti.ru —  социальный проект по защите прав детей    «Не допусти» — социальный проект по защите детей от похищений, сексуальной эксплуатации и жестокого обращения реализуется с августа 2009 года. Организаторы проекта: Общественная палата РФ, РОЦИТ (Региональная Общественная Организация «Центр Интернет-технологий»), Межрегиональная правозащитная общественная организация «Сопротивление».

    https://урокцифры.рф/ — Всероссийский образовательный проект «Урок цифры» — это возможность получить знания от ведущих технологических компаний: Фирмы «1С», Яндекса, «Лаборатории Касперского» и Mail.Ru Group, а также Академии искусственного интеллекта благотворительного фонда Сбербанка.

    http://единыйурок.дети/— Портал «Единыйурок.дети» является проектом Экспертного совета по информатизации системы образования и воспитания при Временной комиссии Совета Федерации по развитию информационного общества. На сайте обучающиеся в возрасте от 11 до 21 года могут пройти информационные викторины и дистанционные курсы в рамках тематических уроков и мероприятий Календаря.

    http://kids.kremlin.ru/— Сайт «Президент России гражданам школьного возраста» призван кратко, доходчиво и занимательно рассказать учащимся средних классов российских школ (гимназий, лицеев, детских домов): о демократическом институте президентства, о символах и атрибутах нашего государства, о действующем Президенте России, об истории власти в России, о месте работы главы государства – Московском Кремле.

    Родителям (законным представителям) обучающихся

    Педагогам

    Инструкция для сотрудников образовательных учреждений о порядке действий при осуществлении контроля использования обучающимися сети Интернет

    1. Настоящая инструкция устанавливает порядок действий сотрудников образовательных учреждений при обнаружении:

    • обращения обучающихся к контенту, не имеющему отношения к образовательному процессу;
    • отказа при обращении к контенту, имеющему отношение к образовательному процессу, вызванного техническими причинами.

    2. Контроль использования обучающимися сети Интернет осуществляют:

    • во время занятия — проводящий его преподаватель и (или) работник ОУ, специально выделенный для помощи в проведении занятий;
    • во время использования сети Интернет для свободной работы обучающихся - сотрудник ОУ, назначенный руководителем ОУ в установленном порядке.

    3. Преподаватель:

    • определяет время и место работы обучающихся в сети Интернет с учетом использования в образовательном процессе соответствующих технических возможностей, а также длительность сеанса работы одного обучающегося;
    • наблюдает за использованием обучающимися компьютеров и сети Интернет;
    • способствует осуществлению контроля объемов трафика ОУ в сети Интернет;
    • запрещает дальнейшую работу обучающегося в сети Интернет на уроке (занятии) в случае нарушения им порядка использования сети Интернет и предъявляемых к обучающимся требований при работе в сети Интернет;
    • доводит до классного руководителя информацию о нарушении обучающимся правил работы в сети Интернет;
    • принимает необходимые меры по пресечению обращений к ресурсам, не имеющим отношения к образовательному процессу.

    4. При обнаружении ресурса, который, по мнению преподавателя, содержит информацию, запрещенную для распространения в соответствии с законодательством Российской Федерации, или иного потенциально опасного для обучающихся контента, он сообщает об этом лицу, ответственному за работу Интернета и ограничение доступа.

    5. В случае отказа доступа к ресурсу, разрешенному в ОУ, преподаватель также сообщает об этом лицу, ответственному за работу Интернета и ограничение доступа.

    Методические и справочные материалы

    Интернет ресурсы по информационной безопасности для детей, родителей, педагогов:

    • https://персональныеданные.дети  (информационно-развлекательный портал для детей);
    • https://pd.rkn.gov.ru (портал  персональных данных Уполномоченного органа по защите прав субъектов персональных данных, раздел  «Мультимедиа»  -  видеоматериалы для проведения  уроков по вопросам защиты персональных данных);
    • https://kids.kaspersky.ru/ Сайт лаборатории Касперского. работает по принцпипу блога и СМИ одновременно: публикует новости, касающиеся безопасности детей в Сети, советы родителям, а также реальные истории, которые произошли с детьми и подростками в интернет-пространстве
    • http://detionline.com Линия помощи Дети онлайн. Проект помогает детям, а также их родителям и педагогам сориентироваться в интернет-пространстве и получить психологические и информационные консультации, советы и рекомендации. На сайте есть путеводитель по правилам безопасности в Сети с глоссарием, определяющим понятия кибербуллинг, груминг и интернет-зависимость.
    • Центр безопасности Google. Сборник теоретических знаний о детской безопасности в Сети. Содержит простые советы, а также инструкции, позволяющие настроить фильтрацию нежелательного контента для детей в магазине приложений Google Play, видеохостинге YouTube, поиске Google.
    • Проект "Сетевичок" http://сетевичок.рф - сайт, на котором можно узнать не только о безопасности в сети на понятном и доступном языке, но и при возникновении критической ситуации обратиться за советом. Консультанты в режиме online окажут экспертную помощь и помогут решить проблемы школьника в киберпространстве
    • Сайт для детей по вопросам защиты персональных данных http://персональныеданные.дети
    • http://www.saferunet.ru - Центр Безопасного Интернета в России. Сайт посвящен проблеме безопасной, корректной и комфортной работы в Интернете. А конкретнее – он занимаемся Интернет-угрозами и эффективным противодействием им в отношении пользователей. Центр был создан в 2008 году под названием «Национальный узел Интернет-безопасности в России».
    • http://www.friendlyrunet.ru - Фонд «Дружественный Рунет». Главной целью Фонда является содействие развитию сети Интернет как благоприятной среды, дружественной ко всем пользователям. Фонд поддерживает проекты, связанные с безопасным использованием интернета, содействует российским пользователям, общественным организациям, коммерческим компаниям и государственным ведомствам в противодействии обороту противоправного контента, а также в противодействии иным антиобщественным действиям в Сети. Фонд «Дружественный Рунет» реализует в России комплексную стратегию в области безопасного использования интернета. Основными проектами Фонда являются: Горячая линия по приему сообщений о противоправном контенте, специализированная линия помощи для детей «Дети онлайн» и просветительские проекты.
    • http://www.fid.su/projects/saferinternet/year/hotline/ - Линия помощи «Дети онлайн». Оказание психологической и практической помощи детям и подросткам, которые столкнулись с опасностью или негативной ситуацией во время пользования интернетом или мобильной связью. Линия помощи "Дети онлайн" является первым и единственным такого рода проектом в России и реализуется в рамках Года Безопасного Интернета в России.
    • http://i-deti.org/ портал «Безопасный инет для детей», ресурсы, рекомендации, комиксы
    • "Основы безопасности детей и молодежи в Интернете" — интерактивный курс по Интерент-безопасности. http://laste.arvutikaitse.ee/rus/html/etusivu.htm

    Важные информационно-образовательные ресурсы:

    • ​Управления образования Корткеросского района - http://kortobrazovanie.ucoz.ru/
    • Официальный сайт Министерства образования и науки Российской Федерации (минобрнауки.рф) - https://minobrnauki.gov.ru
    • Федеральный портал "Российское образование" - http://www.edu.ru
    • Министерство образования и науки Республики Коми https://minobr.rkomi.ru/
    • Информационная система "Единое окно доступа к образовательным ресурсам" - http://window.edu.ru
    • Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов -http://school-collection.edu.ru
    • Федеральный институт педагогических измерений - http://www.fipi.ru/
    • Уполномоченный по правам ребенка в республике Коми - https://deti.gov.ru/upr11
    • Официальный информационный портал единого государственного экзамена - http://ege.edu.ru/
    • Портал для ответственных мам и пап «Я – родитель» - http://www.ya-roditel.ru
    • Российская национальная библиотека - http://www.nlr.ru/

    ЦИКЛ ВИДЕОУРОКОВ "ЗАЩИТА ПЕРСОНАЛЬНЫХ ДАННЫХ"

    Защита персональных данных. Урок №1: https://youtu.be/pUUJRr7f9eo

    Защита персональных данных. Урок №2: https://youtu.be/pPe-jJ3vfhE

    Защита персональных данных. Урок №3: https://youtu.be/okujMLQUgyk

    Защита персональных данных. Урок №4: https://youtu.be/7A4O4Muhn4U

    Защита персональных данных. Урок №5: https://youtu.be/SSffSUbrFrs

    Защита персональных данных. Урок №6: https://youtu.be/OJ_ivKMkOqg

    Защита персональных данных. Урок №7: https://youtu.be/7bRVv7LyYH0

    Защита персональных данных. Урок №8: https://youtu.be/5Zh6Buy2OgQ

    Правила использования сети Интернет​


    Правила использования сети Интернет в общеобразовательном учреждении:

    1. Общие положения
    1.1. Использование сети Интернет в образовательном учреждении направлено на решение задач учебно-воспитательного процесса.
    1.2. Настоящие Правила регулируют условия и порядок использования сети Интернет в образовательном учреждении (ОУ).
    1.3. Настоящие Правила имеют статус локального нормативного акта образовательного учреждения.

    2. Организация использования сети Интернет в общеобразовательном учреждении
    2.1. Вопросы использования возможностей сети Интернет в учебно-образовательном процессе рассматриваются на педагогическом совете ОУ. Педагогический совет утверждает Правила использования сети Интернет на учебный год. Правила вводятся в действие приказом руководителя ОУ.
    2.2. Правила использования сети Интернет разрабатывается педагогическим советом ОУ на основе примерного регламента самостоятельно либо с привлечением внешних экспертов, в качестве которых могут выступать:

    • преподаватели других образовательных учреждений, имеющие опыт использования Интернета в образовательном процессе;
    • специалисты в области информационных технологий;
    • представители органов управления образованием;
    • родители обучающихся.

    2.3. При разработке правил использования сети Интернет педагогический совет руководствуется:

    • законодательством Российской Федерации;
    • опытом целесообразной и эффективной организации учебного процесса с использованием информационных технологий и возможностей Интернета;
    • интересами обучающихся;
    • целями образовательного процесса;
    • рекомендациями профильных органов и организаций в сфере классификации ресурсов Сети.

    2.4. Руководитель ОУ отвечает за обеспечение эффективного и безопасного доступа к сети Интернет в ОУ, а также за выполнение установленных правил. Для обеспечения доступа участников образовательного процесса к сети Интернет в соответствии с установленным в ОУ правилами руководитель ОУ назначает своим приказом ответственного за организацию работы с Интернетом и ограничение доступа.

    2.5. Педагогический совет ОУ:

    • принимает решение о разрешении/блокировании доступа к определенным ресурсам и (или) категориям ресурсов сети Интернет;
    • определяет характер и объем информации, публикуемой на интернет-ресурсах ОУ;
    • дает руководителю ОУ рекомендации о назначении и освобождении от исполнения своих функций лиц, ответственных за обеспечение доступа к ресурсам сети Интернет и контроль безопасности работы в Сети;

    2.6. Во время уроков и других занятий в рамках учебного плана контроль использования обучающимися сети Интернет осуществляет преподаватель, ведущий занятие.

    При этом преподаватель:

    • наблюдает за использованием компьютера и сети Интернет обучающимися;
    • принимает меры по пресечению обращений к ресурсам, не имеющим отношения к образовательному процессу.

    2.7. Во время свободного доступа обучающихся к сети Интернет вне учебных занятий, контроль использования ресурсов Интернета осуществляют работники ОУ, определенные приказом его руководителя.
    Работник образовательного учреждения:

    • наблюдает за использованием компьютера и сети Интернет обучающимися;
    • принимает меры по пресечению по пресечению обращений к ресурсам, не имеющих отношения к образовательному процессу;
    • сообщает классному руководителю о преднамеренных попытках обучающегося осуществить обращение к ресурсам, не имеющим отношения к образовательному процессу.

    2.8. При использовании сети Интернет в ОУ обучающимся предоставляется доступ только к тем ресурсам, содержание которых не противоречит законодательству Российской Федерации и которые имеют прямое отношения к образовательному процессу. Проверка выполнения такого требования осуществляется с помощью специальных технических средств и программного обеспечения контентной фильтрации, установленного в ОУ или предоставленного оператором услуг связи.

    2.9. Пользователи сети Интернет в ОУ должны учитывать, что технические средства и программное обеспечение не могут обеспечить полную фильтрацию ресурсов сети Интернет вследствие частого обновления ресурсов. В связи с этим существует вероятность обнаружения обучающимися ресурсов, не имеющих отношения к образовательному процессу и содержание которых противоречит законодательству Российской Федерации. Участникам использования сети Интернет в ОУ следует осознавать, что ОУ не несет ответственности за случайный доступ к подобной информации, размещенной не на интернет-ресурсах ОУ.

    2.10. Отнесение определенных ресурсов и (или) категорий ресурсов в соответствующие группы, доступ к которым регулируется техническим средствами и программным обеспечением контентной фильтрации, в соответствии с принятыми в ОУ правилами обеспечивается работником ОУ, назначенным его руководителем.

    2.11. Принципы размещения информации на интернет-ресурсах ОУ призваны обеспечивать:

    • соблюдение действующего законодательства Российской Федерации, интересов и прав граждан;
    • защиту персональных данных обучающихся, преподавателей и сотрудников;
    • достоверность и корректность информации.

    2.12. Персональные данные обучающихся (включая фамилию и имя, класс/год обучения, возраст, фотографию, данные о месте жительства, телефонах и пр., иные сведения личного характера) могут размещаться на интернет-ресурсах, создаваемых ОУ, только с письменного согласия родителей или иных законных представителей обучающихся. Персональные данные преподавателей и сотрудников ОУ размещаются на его интернет-ресурсах только с письменного согласия лица, чьи персональные данные размещаются.

    2.13. В информационных сообщениях о мероприятиях, размещенных на сайте ОУ без уведомления и получения согласия упомянутых лиц или их законных представителей, могут быть указаны лишь фамилия и имя обучающегося либо фамилия, имя и отчество преподавателя, сотрудника или родителя.

    2.14. При получении согласия на размещение персональных данных представитель ОУ обязан разъяснить возможные риски и последствия их опубликования. ОУ не несет ответственности за такие последствия, если предварительно было получено письменное согласие лица (его законного представителя) на опубликование персональных данных.

    3. Использование сети Интернет в образовательном учреждении
    3.1. Использование сети Интернет в ОУ осуществляется, как правило, в целях образовательного процесса.
    3.2. По разрешению лица, ответственного за организацию в ОУ работы сети Интернет и ограничение доступа, преподаватели, сотрудники и обучающиеся вправе:

    • размещать собственную информацию в сети Интернет на интернет-ресурсах ОУ;
    • иметь учетную запись электронной почты на интернет-ресурсах ОУ.

    3.3. Обучающемуся запрещается:

    • обращаться к ресурсам, содержание и тематика которых не допустимы для несовершеннолетних и/или нарушают законодательство Российской Федерации (эротика, порнография, пропаганда насилия, терроризма, политического или религиозного экстремизма, национальной, расовой и т.п. розни, иные ресурсы схожей направленности);
    • осуществлять любые сделки через Интернет;
    • осуществлять загрузки файлов на компьютер ОУ без специального разрешения;
    • распространять оскорбительную, не соответствующую действительности, порочащую других лиц информацию, угрозы.

    3.4. При случайном обнаружении ресурса, содержание которого не имеет отношения к образовательному процессу, обучающийся обязан незамедлительно сообщить об этом преподавателю, проводящему занятие. Преподаватель обязан зафиксировать доменный адрес ресурса и время его обнаружения и сообщить об этом лицу, ответственному за работу локальной сети и ограничение доступа к информационным ресурсам.

    Ответственный обязан:

    • принять информацию от преподавателя;
    • направить информацию о некатегоризированном ресурсе оператору технических средств и программного обеспечения технического ограничения доступа к информации (в течение суток);
    • в случае явного нарушения обнаруженным ресурсом законодательства Российской Федерации сообщить о нем по специальной «горячей линии» для принятия мер в соответствии с законодательством Российской Федерации (в течение суток).

    Передаваемая информация должна содержать:

    • доменный адрес ресурса;
    • сообщение о тематике ресурса, предположения о нарушении ресурсом законодательства Российской Федерации либо его несовместимости с задачами образовательного процесса;
    • дату и время обнаружения;
    • информацию об установленных в ОУ технических средствах технического ограничения доступа к информации.
    Поделиться страницей

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie